25.01.2016
Результаты заседания Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России

20 января 2016 года состоялось очередное заседание Совета по оценочной деятельности при Министерстве экономического развития России. Интересы Партнерства на мероприятии представлял Президент Партнерства Алексей Каминский.

Основные результаты заседания:

1. Рекомендованы к утверждению проекты ФСО №12 «Определение ликвидационной стоимости» и ФСО №13 «Определение инвестиционной стоимости». Ранее Представители Партнерства направляли замечания к текстам стандартов, которые, к сожалению, не были учтены в предложенной редакции. Для вступления в силу ФСО №12 и 13 должны быть подписаны соответствующие Приказы Министром экономического развития России А.В. Улюкаевым.

2. Обсуждена разработка стандарта, регулирующего оценку культурных ценностей (движимое имущество). Большинство членов Совета проголосовало за нецелесообразность разработки такого ФСО.

3. Одобрены планы деятельности пяти Рабочих органов Совета. План деятельности РО по Стратегии развития оценочной деятельности будет рассмотрен на следующем заседании.

4. Обсудили регламент деятельности Рабочих органов Совета. Алексей Каминский предложил:

  • включить в регламент положение, обязывающее не позднее дня после заседания Рабочего органа или Комиссии Рабочего органа рассылать всем участникам заседания поименные результаты голосования. Пункт 32 текущей редакции Регламента позволяет сколь угодно долго не размещать информацию о прошедших мероприятиях и принятых решениях;
  • исключить п.13 из регламента (запрещающий осуществлять распространение аудио- и видеозаписей заседаний Рабочего органа), заменив его на необходимость прямой трансляции всех заседаний и размещение в последующем ссылки на видеозапись. Было обращено внимание, что в утвержденной Правительством РФ 30.12.2015 г. Концепции развития механизмов саморегулирования есть положение, обязывающее национальные объединения саморегулируемых организаций вести прямую интернет-трансляцию всех заседаний органов управления.

Предложения Партнерства были также изложены письменно при голосовании в особом мнении по данному вопросу.

К сожалению, предложения Партнерства не нашли отражения в итоговой версии Регламента, принятого по результатам голосования. Вместе с тем поименные результаты голосования членов Совета по всем вопросам повестки дня были направлены членам Совета на следующий день. Это позволяет надеяться, что принципы информационной открытости и публичности постепенно войдут в деловой оборот Совета по оценочной деятельности и будут в инициативном порядке применяться Руководителями Рабочих органов Совета.

5. Алексей Каминский выступил с докладом «Кадастровая оценка. Пути законодательного совершенствования». Всем членам Совета была предложена анкета с девятью вопросами для выражения своей позиции по проблематике кадастровой оценки и института оспаривания. Весь доклад был построен на последовательном рассмотрении ключевых развилок:

  • Должна ли кадастровая стоимость иметь рыночную природу (быть максимально приближенной к рыночной стоимости)?
  • Должна ли деятельность по определению кадастровой стоимости относиться к профессиональной оценочной деятельности?
  • Допустимо ли снижение требований к исполнителям работ по определению кадастровой стоимости?
  • Должен ли соблюдаться принцип независимости в отношении исполнителя работ по определению кадастровой стоимости?
  • Нужно ли в первоочередном порядке повысить качество (полнота, достоверность, непротиворечивость) исходной информации по объектам оценки, содержащейся в государственном кадастре недвижимости?
  • Нужен ли досудебный механизм оспаривания кадастровой стоимости отдельных объектов недвижимости на основе отчета об оценке их рыночной стоимости?
  • Нужно ли в состав Комиссий по рассмотрению споров об определении кадастровой стоимости включать представителей СРО оценщиков и бизнес-объединений (например, ТПП РФ, РСПП, ОПОРА РОССИИ)?
  • Является ли допустимым снижение контроля качества оценочных работ, предусмотренного действующим законодательством: для отчетов об определении кадастровой стоимости, для отчетов об оценке рыночной стоимости, выполненных для цели оспаривания кадастровой стоимости?
  • Необходимо ли проведение широкого публичного обсуждения проблем кадастровой оценки и оспаривания кадастровой стоимости и механизмов их решения?

Ответ на каждый отдельно взятый вопрос из анкеты является очевидным, а все ответы в целом приводят к логическому выводу о необходимости эволюционного изменения действующего законодательства в области кадастровой оценки.

Вероятно, именно это насторожило некоторых членов Совета, в том числе представителей оценочного сообщества, которые пожелали проявить лояльность представителям Минэкономразвития России, разработавшему проект закона о введении государственной монополии на определение кадастровой стоимости. Вопрос по заполнению анкеты поддержан не был, хотя очевидно, что поддержка членов Совета внесла бы вклад в отстаивание интересов оценочного сообщества по сохранению института оспаривания.

 

 

Материалы по теме:

Предыдущая новость Следующая новость